Автомобили Хендай стремительно ворвались на автомобильный рынок, удивив многих конкурентов. В мире бытовал стереотип, что хорошими могут быть только европейские автомобили, ну и американские недалеко от них ушли. Автопроизводители из Азии этот миф разрушили, особенно своими спортивными, внедорожными и другими автомобилями порадовала японская компания Mitsubishi.
Но сейчас автолюбители все больше упоминают Hyundai, машины этой марки есть в каждом городе, и пользуются большой популярностью. Секрет производителя очень простой – его автомобили оснащаются широким функционалом, они достаточно надежны, и что самое главное – стоят недорого. Если сравнивать модели Hyundai и «европейцев» с аналогичными характеристиками, то корейский автомобиль будет в 1,5 или даже 2 раза дешевле.
А кому сейчас хочется в такие трудные времена переплачивать за автомобиль? Вот корейцы и заняли свою нишу рынка, на которой чувствуют себя уверенно.
Как мы знаем, даже надежная техника может выйти из строя. К счастью, современные автомобили настолько «напичканы» разнообразной электроникой, что сами вам расскажут о возможных поломках. Вам остается лишь узнать, как самостоятельно проводить диагностику, и как происходит расшифровка кодов ошибок.
Содержание
- 1 Роль электрооборудования в автомобиле
- 2 Важная функция электроники автомобилей
- 3 Борьба электроники с выхлопными газами
- 4 Конструкция электронного блока управления
- 5 Самостоятельная диагностика
- 6 Процесс диагностики
- 7 Как проводить диагностику
- 8 Преимущества диагностики
- 9 В какой сервисный центр обратиться
- 10 Коды ошибок
- 11 Сигналы ошибок о цилиндрах мотора
- 12 Другие коды
Роль электрооборудования в автомобиле
Электрооборудование, или как его еще называют – электрическая система, используется для производства электрической энергии, а также для питания разных систем и устройств транспортного средства.
Данная система объединяет между собой источники и потребители тока, элементы контроля и проводку. Все части конструкции объединяются в бортовую сеть.
Источники тока
Функции источников в машинах выполняют аккумуляторы и генераторы:
- Аккумуляторная батарея используется для питания системы электричеством при выключенном двигателе и при его запуске. Также именно батарея будет снабжать систему электрическим током при работе мотора на малых оборотах;
- Главным источником электрического тока выступает генератор. Он обеспечивает питание всех потребителей электричеством. Также именно этот элемент заряжает батарею, которая работает при выключенном двигателе.
Важно, чтобы емкость аккумулятора и производительность генератора отвечали требованиям потребителей электрического тока при любом режиме эксплуатации машины. Это значит, что в системе должен поддерживаться энергетический баланс.
Потребители
Потребителей электрического тока можно поделить на три категории:
- Основные. От этих элементов зависит работоспособность транспортного средства. К основным потребителям тока относят топливную систему, трансмиссию, электроусилитель руля, систему зажигания, впрыск и систему управления мотором.
- Длительные. В этой категории выделяют систему охлаждения, освещения, активной и пассивной безопасности, кондиционер, противоугонные механизмы, аудиосистему и навигацию.
- Кратковременные. Уже из названия понятно, что работают эти системы не постоянно, к ним относят практически все функции комфорта, систему запуска, звуковой сигнал, прикуриватель и свечи накаливания.
Элементы управления
Все эти элементы созданы для обеспечения согласованной работы источников электрического тока и потребителей электричества. В системе для этой цели применяются щитки предохранителей, блоки реле, ЭБУ (электронные блоки управления). Установлены такие системы, в большинстве случаев децентрализовано.
В новых автомобилях Хендай некоторые функции реле и выключателей выполняют именно электронные блоки управления. Правда, полностью отказаться от реле и подобных элементов производителю пока не удалось.
Так, блок контроля бортовой сети выполняет следующие функции:
- Контролирует потребление электричества;
- Контролирует напряжения на клеммах аккумулятора, и если нужно, повышает частоту вращения коленчатого вала;
- Регулирует нагрузку путем отключения некоторых потребителей (обычно из функций комфорта);
- Управляет элементами освещения, очистителями стекла, обогревателями стекла и т.д.
В бортовой сети машины кроме обычной проводки применяются еще и мультиплексные системы – их еще называют шинами данных. Они выполняют функцию соединения ЭБУ между собой и передают сигналы управления в цифровом виде. В частности, они и выводят на экраны специальных устройств коды ошибок, которые сигнализируют о поломке автомобиля.
Важная функция электроники автомобилей
Одной из важнейших функций электроники автомобиля является снижение потребления топлива. И это важно не только для кошелька водителя, но и в глобальных масштабах, ведь запасов нефти становится все меньше, а спрос на нее постоянно растет.
Сейчас разведчики имеют данные о том, что на нашей планете есть порядка 90-100 млрд. тонн нефти. Кажется, что это достаточно много, но не совсем так, ведь 80-х годах, ежегодно добывали около 3 млрд. тонн. Проблема еще в том, что быстро исчерпываются легкодоступные запасы нефти, а потом для добычи «черного золота» придется применять более мощное оборудование, весь процесс усложнится, что приведет к повышению цен на топливные материалы. Поэтому экономичное потребление топлива сегодня является едва ли не самой важной характеристикой машины.
И как показывают статистические данные, производителям автомобилей действительно удается бороться с топливной зависимостью. Если сравнивать современные машины с транспортными средствами 70-х годов, то сегодня легковые машины потребляют на 35-40% бензина меньше, грузовые на бензине – на 20-30% меньше, а грузовые на дизеле – на 15% меньше топлива. Такого успеха удалось добиться благодаря таким факторам:
- Разработка новых конструкций моторов.
- Снижение массы автомобилей.
- Применение электрических систем контроля двигателя.
Также сегодня быстрыми темпами растет производство электромобилей, топливом для которых становится энергия, которую возможно производить.
Расчеты специалистов подтверждают, что применение электрокаров позволят в несколько раз снизить мировые расходы нефти.
Борьба электроники с выхлопными газами
Одной из главных проблем автомобилизации является сильное загрязнение воздуха выхлопными газами. Во многих странах разработаны специальные нормы и законы, которые позволяют защищать воздушный бассейн от загрязнений. Для борьбы с грязным воздухом, важное значение имеет совершенствование производственных процессов и автомобилей, что позволяет снизить процент выброса токсичных веществ в атмосферу.
Автомобильный транспорт является главным источником загрязнения воздуха. Так, в Соединенных Штатах выбор токсичных веществ автомобилями составляет 60% от всего загрязнения, в Европе процент немного меньше – 30-40%. В газах, которые выходят из выхлопной трубы, есть окись углерода, соединения азота и серы, углекислый газ, свинец и другие вещества, которые наносят сильный вред воздушному бассейну страны.
Также машины создают шум, а также загрязняют грунт и водоемы через вредные компоненты, которые потом выпадают вместе с осадками.
Внедрение электрических систем в автомобили Хендай позволили не только снизить расходы топлива, но и уменьшить токсичность выхлопов. Поэтому представить современный автомобиль без электроники невозможно.
Конструкция электронного блока управления
Рассмотреть конструкцию этого элемента лучше всего на примере автомобиля Хендай Акцент. В его двигателе есть система впрыска топлива с электронным контролем. Электронный блок управления ЭБУ является специальным мини-компьютером.
- Блок управления.
У этого элемента есть три вида памяти – оперативно запоминающее устройство, постоянно запоминающее устройство и система с электрическим программированием. ОЗУ применяется для сбережения текущей информации и работу мотора. Также, именно в ОЗУ есть коды неисправностей машины. Стоит учитывать, что эта память зависит от подключения сети, поэтому не будет доступной при отключении питания.
ППЗУ, в свою очередь, контролирует такие важные характеристики двигателя как расход бензина, мощность и т.д. В памяти с электрическим программированием хранятся коды иммобилайзера. Сам ЭБУ установлен в салоне под приборной панелью.
- Датчик положения коленчатого вала.
Этот датчик индукционного вида установлен на передней части блока цилиндров, возле картера сцепления. Он присылает в ЭБУ информацию о положении и скорости вращения коленчатого вала. Данный элемент является катушкой индуктивности, которая собирает информацию при прохождении зубьев задающего диска.
- Датчик положения распределительного вала.
Это специальный датчик Холла, которые устанавливается в левой части на приливе головки блока цилиндров. Элемент реагирует на штифт, который находится на впускных клапанах. На основе информации от этого элемента, ЭБУ настраивает угол опережения зажигания и цилиндр для подачи топлива.
- Датчик температуры охладителя.
Этот элемент ввернут в головку блока цилиндров, возле четвертого цилиндра. Он представляет собой терморезистор с минусовым температурным коэффициентом, это значит, что при росте температуры, его сопротивление снизится.
Когда датчик ломается, водитель увидит сигнал от системы управления мотором, автоматически начинают работать вентилятор и система охлаждения мотора в постоянном режиме.
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ).
Это своеобразный резистор с переменным показателем сопротивления, расположен он на дроссельном узле, и жестко соединяется с осью дроссельной заслонки. Когда этот датчик выходит из строя, его функции начинает выполнять элемент контроля абсолютного давления и температуры во впускной трубе.
- Датчик детонации.
Этот датчик закрепляется болтом в задней части блока цилиндров. Когда появляются высокочастотные колебания, датчик подает электрический сигнал. Чтобы исключить детонацию, ЭБУ настраивает опережение зажигания.
- Датчики концентрации кислорода.
Их есть сразу два, и один установлен в катколлекторе, а другой в трубе механизма выпуска. Кислород, который есть в выхлопных газах, создает разные потенциалы на выходе. Датчики собирают эту информацию, а уже ЭБУ настраивает оптимальную подачу топлива в цилиндре так, чтобы состав газов был нормальным для нейтрализатора. Оборудуются эти датчики еще и нагревательными деталями.
- Датчик показателей скорости.
Это специальный герметизированный контакт, которые устанавливается в спидометре автомобиля Хендай.
Также есть специальный датчик ровности дорожного покрытия, ведь при езде по неровной дороге страдает трансмиссия и двигатель начинает работать неправильно, этот процесс необходимо контролировать.
Самостоятельная диагностика
Еще не так давно диагностика автомобилей Хендай была очень сложной и дорогостоящей процедурой. Оборудование для диагностики стоило десятки тысяч долларов, и его могла позволить себе только крупные автосервисы. Сегодня же эти приборы стоят намного дешевле, это позволяет владельцу машины провести диагностику самостоятельно, что позволяет сэкономить деньги и определить настоящую поломку, а не те, которые навяжут сотрудники сервисных центров для увеличения стоимости ремонта.
Сброс сервисных интервалов и динамических ошибок также можно выполнить самостоятельно, а не платить за это деньги и тратить свое время.
Обычно, диагностика машины своими руками состоит из чтения ошибок, это позволяет узнать информацию о состоянии разных узлов благодаря сигналам электронных систем.
Диагностика нужна в нескольких случаях:
- При покупке подержанного автомобиля. Потенциальному владельцу необходимо узнать, в каком состоянии машина, на которую он тратит свои деньги;
- При появлении сигнала ошибки «check engine» (он расположен на приборной панели);
- При оценке стоимости работ в автосервисе.
Процесс диагностики
Понятие диагностики состояния автомобиля предусматривает применение для работ персонального компьютера, ноутбука или планшета.
Если с компьютером вам работать слишком сложно, то для определения неисправности можно применять портативные автономные сканеры.
Для проведения компьютерной диагностики машины вам нужно:
- Знать, где находится диагностический разъем машины;
- Иметь диагностический прибор со специальными программами, которые позволят читать сигналы от электронных систем машины;
- Иметь информационную базу для расшифровки кодов. С этим пунктом проблем не должно возникнуть, ведь сегодня у каждого есть доступ в интернет, а там доступны все коды и их значения.
Как проводить диагностику
Для диагностики вам потребуется:
- Для начала, нужно найти в своем автомобиле диагностический разъем. Узнать, где он находится, можно в технической документации, или посмотреть в интернете. В крайнем случае, можно обратиться на станцию технического обслуживания, где специалисты быстро найдут необходимый разъем;
- Для диагностики состояния машин 96-04 годов выпуска вполне хватит простого адаптера KKL USB и компьютера. Кроме стандартных программ, в интернете есть много других, более функциональных версий, за скачивание которых не нужно платить. Для более новых моделей машин с диагностикой по CAN-шине или для получения более детальной информации, надо подбирать приборы по марке. Для правильного выбора стоит обратиться к специалистам;
- Сегодня есть множество программного обеспечения, которое используется для диагностики автомобилей. В мастерских обычно используют программы BOSCH ESI, Auto DATA, Mitchell OnDemand, у них отличный функционал и точные показатели. Когда после диагностики вы получите код ошибки (DTC), то его необходимо расшифровать. К счастью, расшифровка ошибок очень простая и не принесет вам проблем. Нужно лишь вбить в поисковике код, и в результатах выдачи вы получите его объяснение. Так вы будете знать, какая именно проблема в вашем автомобиле. Если же у вас очень редкостная ошибка, то коды можно будет найти на англоязычных сайтах, и перевести их. Если так и не удалось расшифровать код, то придется ехать в автосервис.
Преимущества диагностики
Ремонт Hyundai будет успешным лишь в том случае, если специалистам удалось правильно определить неисправность. Именно поэтому компьютерная диагностика сегодня применяется большинством сервисных станций, она дает следующие преимущества:
- Такая диагностика позволяет очень быстро определить основные неисправности автомобиля, и даже проблемные участки, которые могут привести к будущим поломкам. После получения кодов ошибок, их надо расшифровать и определить необходимые сервисные работы для устранения проблем.
- Если своевременно провести диагностику, то можно исключить разные проблемы. Это очень полезно при покупке автомобиля у перекупщиков, которые любят скрывать любые погрешности работы машины. Также диагностика нужна перед дальними поездками. Если вы знаете, что ваш автомобиль в плохом состоянии, то надо заранее проверить, сможет ли он доехать до пункта назначения. Здесь все как в медицине, чем раньше вы проведете диагностику, тем проще будет справиться с «болезнью» на раннем этапе ее развития.
- Вы сможете проверить только ту часть машины, в состоянии которой сомневаетесь. Так, существует диагностика коробки передач, подвески, мотора или же комплексная.
- Как уже говорилось, процедуру можно выполнить самостоятельно, что позволит вам сэкономить деньги.
Если же у вас нет специального оборудования, то не стоит расстраиваться, в автосервисе стоимость диагностики невысокая, но она зависит от конкретного узла.
- Даже если нет подозрений на плохое состояние машины, диагностика не помешает. Она позволит определить возможные поломки, и быстро их устранить. Это значительно продлевает срок службы автомобиля.
В какой сервисный центр обратиться
После того, как вы определили и расшифровали код ошибки, необходимо исправить проблему. Самому к электронике лучше не лезть, можно наделать только хуже. Да и в первый попавшийся гаражный ремонт обращаться не стоит. К выбору автосервиса надо подходить ответственно, с учетом таких требований:
- Квалифицированные сотрудники. К ремонту электроники автомобилей можно допускать только специалистов с многолетним опытом работ. Желательно, чтобы сотрудники сервиса разбирались именно в автомобилях Хендай;
- В сервисе должно быть специальное оборудование, которое позволит выполнить качественный ремонт в кратчайшие строки;
- Хорошая ценовая политика. Цены на услуги не должны быть завышенными. Хорошо, если в сервисе предлагают скидки на последующие ремонтные работы, это говорит о высоком качестве и сотрудничестве с клиентами;
- Перед поездкой в СТО желательно ознакомиться с отзывами в интернете. Это поможет создать мнение о качестве услуг сервиса.
Коды ошибок
Считывание и расшифровка всех кодов ошибок на автомобилях Hyundai –это самый легкий и доступный способ определения неисправностей машины. Но проблема в том, что код состоит из набора букв и цифр, поэтому одно его название ни о чем не говорит, нужна расшифровка.
Значения некоторых кодов:
- P0100 – проблемы с цепью датчика воздуха;
- P0101 – превышения диапазона датчика воздуха;
- P0102 – пониженный уровень датчика расхода воздуха (ДРВ);
- P0103 – высокий уровень ДВР;
- P0105 – поломка датчика давления воздуха (ДДВ);
- P0106 – превышение установленного диапазона ДДВ;
- P0107 – пониженный уровень ДДВ;
- P0108 – повышенный уровень ДДВ;
- P0110 – поломка датчика температуры всасывемого воздуха (ДТВВ);
- P0111 – превышение диапазона ДТВВ;
- P0112 – пониженный показатель ДТВВ;
- P0113 – повышенный показатель ДТВВ;
- P0115 – проблемы с датчиком температуры охладителя (ДТО);
- P0116 – сигнал превышает установленный диапазон ДТО;
- P0117 – низкий показатель ДТО;
- P0118 – повышенный уровень ДТО;
- P0120 – поломка датчика дроссельной заслонки «А» (ДПДЗ);
- P0121 – выход ДПДЗ из настроенного диапазона;
- P0122 – пониженный уровень ДПДЗ;
- P0123 – повышенный уровень ДПДЗ;
Сигналы ошибок о цилиндрах мотора
При пропуске зажигания в одном из цилиндров могут начаться более серьезные проблемы с автомобилем. Как узнать, в каком именно цилиндре проблема?
О данной ошибке сигнализирует код P0301 – где последние две цифры – это номер проблемного цилиндра. Так, если зажигание пропускается в 3 цилиндре, то вы увидите код P0303, а если в 12, то код будет P0312.
При обнаружении такой неисправности, надо как можно быстрее отправляться на СТО для устранения проблемы. Мастера оперативно отремонтируют ваш автомобиль.
Другие коды
Диагностика помогает узнать не только о неисправностях в специальных датчиках электроники, но и о проблемах с другими узлами автомобиля. Для этого применяются такие коды:
- P0215 – поломки соленоида остановки мотора;
- P0216 – проблемы с цепью контроля системы впрыска;
- P0217 – перегрев силового агрегата;
- P0218 – перегрев системы переключения скоростей;
- P0219 – превышенный показатель оборотов мотора;
- P0220 – проблемы с датчиком дроссельной заслонки «B»;
- P0225 – проблемы с датчиком «C»;
- P0231 – постоянно уровень вторичной цепи бензинового насоса слишком низкий;
- P0231 – данный код появляется при слишком высоком уровне вторичной цепи;
- P0400 – поломка механизма рециркуляции выхлопных газов;
- P0441 – некачественная продувка системы улавливания паров топлива;
- P0442 – маленькая утечка в системе улавливания паров топлива;
- P0479 – перемежающийся показатель клапана датчика давления выхлопов;
- P0480 – повреждения цепи управления реле вентилятора;
- P0500 – отсутствие сигнала датчика скорости машины.
Вообще, всех кодов ошибок для автомобилей Hyundai есть очень много. Полный перечень можно без проблем найти в интернете, и даже распечатать для себя. Но удобнее всего после каждой диагностики вводить код ошибки в интернет-поисковик, и система сразу покажет, что значит этот код.
После диагностики и расшифровки кода, вы сможете сразу прикинуть примерную стоимость ремонтных работ. Главное – обратиться к действительно профессиональным мастерам, которые смогут быстро и качественно вернуть работоспособность вашего автомобиля.